Член нашей команды, кандидат социологических наук, старший преподаватель Департамента истории Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) Лидия Рахманова проанализировала опросные листы участников Школы, экспертов и сотрудников Тотемского музейного объединения и подготовила аналитический отчет. С его результатами мы готовы поделиться. Лидия анализирует данные 2023 года с аналитикой предшествующего периода, что позволяет выявить динамику.

Всего была получена 51 анкета от участников. Анкеты этого года характеризуются большим количеством открытых вопросов, по сравнению с предшествующими годами. Был риск малого отклика на них, но опасения были напрасными. Мы благодарны нашим «школярам» за подробные и вдумчивые ответы. 47,1% участников получили информацию о Школе от коллег. Это свидетельствует о высокой оценке нашей работы. На вопрос об ожиданиях от участия в Школе лидирующие позиции списке ответов по количеству упоминаний занимают эмоциональные и психологические компетенции, мягкие навыки (коммуникации в профессиональном коллективе), умение построения связей, познание самого себя, своего предназначения, миссии, своих возможностей. Также наши коллеги надеялись в Тотьме перезагрузиться, получить вдохновение, почувствовать себя более уверенным в кругу коллег.

В 2016 – 2022 годах ШМР оценивалось по трем параметрам: организация работы Школы, научно-образовательная программа, культурная программа Школы. В 2023 году Школа анализировалась по большему количеству критериев, но не по пятибалльной шкале, а по рейтингу самых значимых, запоминающихся моментов, сильных аспектов организации ШМР. Атмосфера Тотьмы (78% упоминаний) соседствует в рейтинге с открытостью организаторов в передаче опыта. То есть, сама концепция школы как сетевого демократичного проекта, открытость и продолжение поддержки и консультирования после ШМР, а также человеческий потенциал команды ШМР – один из лидирующих пунктов – он важнее даже содержания и качества самой образовательной программы (69%) и профессионализма/харизмы экспертов (63%). В этом году было не только много работы с кейсами, но и знакомство с авторами грантовых и культурных проектов было предусмотрено программой. Тем не менее, этот пункт был отмечен участниками и экспертами как важный на будущее. Коллеги просят больше делиться кейсами и опытом: в ШМР 2023 знакомство с авторами проектов отметили лишь 49% опрошенных. Самые «слабые» или недостаточно оцененные аспекты ШМР – это «баланс нагрузки и впечатлений (65% недовольны сбалансированностью) и программа отдыха/досуга (18%) – отдельно от «культурной программы», которая была настолько насыщенной, и так хорошо замаскирована иногда под образовательную часть, что участники затруднялись, к какой категории отнести какое мероприятие.

             В 2023 вопрос об оценке образовательной программы включал пятибалльную шкалу, которая оценивала вместе – и актуальность тематики занятия, и спектр знаний, и манеру подачи информации, и коммуникацию с аудиторией. Оценки экспертных занятий довольно плотно расположены на шкале. Самыми популярными, любимыми, запоминающимися темами и курсами этого года являются следующие: «Музей под открытым небом» (А.М. Новоселов) – 4,76; «Насекомые в музее» (Р. Толик-Оглы Багиров) – 4,7; «Будь со стрессом на ты» (О.В. Дивненко); «Основы атрибуции и хранения фотодокументов» (Е.А. Калистратова) – 4,67; «Как создать художественную выставку для детей?» (К.В. Зубакина).

             В завершение опроса мы просили, не задумываясь, написать участников три понятия, с которыми них ассоциируется Школа музейного развития. Ответы поместили в облако понятий, которое является для нас источником вдохновения (см. фото).

             Куратор образовательных программ «Лоции», ученый секретарь музея Мария Правдина размышляла над перспективами Школы музейного развития в статье «Под знаменем черной лисы» на страницах декабрьского номера журнала «Музей» за 2023 год: «Наша команда находится перед дилеммой: как не потерять свою целевую аудиторию – представителей малых музеев и удержать высокую планку интеллектуальных запросов? Как организовать работу так, чтобы сотрудники Тотемского музейного объединения, обеспечивающие деятельность Школы, тоже имели возможность полноценно учиться? Как придать Школе финансовую устойчивость после завершения гранта фонда Потанина? Ответить себе на них нам предстоит в самое ближайшее время… Следующая, девятая по счету, Школа музейного развития «За границами столиц» состоится в Тотьме с 22 по 28 сентября 2024 года. Мы рады будем всем участникам!»

Подробнее познакомиться с аналитическим отчетом Лидии Рахмановой можно здесь: https://disk.yandex.ru/i/vlHRtkY50t46mg
Статья Марии Правдиной в журнале «Музей» по ссылке https://panor.ru/magazines/muzey.html#

Поделиться ссылкой: